Экономика и организация а/п производства, соц. проблемы села

Краткий отчет СО РАСХН за 2004 г.

Экономика и организация агропромышленного производства, социальные проблемы села

 

Научно-исследовательская работа в 2004 г. проводилась в соответствии с государственной программой фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2001–2005 гг. «Разработать научные основы развития АПК, аграрной политики, организационно-экономического механизма, продовольственного рынка, управления, инновационных процессов, эффективного использования производственного потенциала, социального развития села и регулирования земельных отношений».
Программные задания по семи направлениям выполнял ГНУ СибНИИЭСХ совместно с экономическими отделами и лабораториями зональных и отраслевых НИУ: Тувинский и Якутский НИИСХ, СибНИИСХ, НИИСХ Крайнего Севера и Центром информационно-вычислительного и аналитического обеспечения. Общее количество научных сотрудников — 117 чел., в том числе 1 академик, 2 члена-корреспондента, 16 докторов наук и 29 кандидатов наук.
По направлению «Разработать научно обоснованную стратегию государственной экономической политики по обеспечению восстановления и устойчивого развития АПК» разработан прогноз воспроизводства продовольственных ресурсов Сибири до 2010 г. Рассмотрены два варианта прогнозного развития. Первый предусматривает повышение ресурсообеспеченности по сравнению с существующим уровнем, примерно, на 50–60%. Это позволит в основном стабилизировать производство и несколько увеличить емкость продовольственного рынка.
Второй вариант предусматривает формирование эффективного высокотоварного производства на базе постоянно обновляющейся техники и технологий, обеспечивающих удовлетворение внутренних способностей Сибири в продовольствии; создание условий выхода на внешний рынок с конкурентоспособной продукцией и повышение доходности сельских товаропроизводителей с учетом платежеспособного спроса населения. Для реализации данного варианта потребуется значительные материальные затраты и финансовые вложения (по ориентировочным расчетам 5–6 млрд р. в год), направленные на технико-технологические и социально-экономические преобразования, повышение доходности сельских товаропроизводителей на основе государственного регулирования экономики АПК.
Разработан организационно-экономический механизм поддержки и регулирования развития сельского хозяйства и продовольственной базы районов освоения Сибири, включающий формирование системы законодательных решений на федеральном государственном и региональных уровнях, ограничение завоза импортной (особенно дальнего зарубежья) аграрной продукции и продуктов питания путем введения различных квот, экономических ограничителей и ужесточения требований к ввозимой или предлагаемой для ввоза сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Объем импортной продовольственной и аграрной продукции не должен превышать в этих регионах по основным продуктам 8–14% потребляемой в регионах продукции. Предложен государственный организационный механизм формирования системы резервов и запасов в районах освоения Сибири, материально-технических ресурсов, строительных, оборотных средств для аграрного и продовольственного комплексов — ГСМ, запчастей, кормов и т. д.
Проведена оценка функционирования продовольственных рынков районов Крайнего Севера Сибири, определены методические подходы и основные направления их формирования. В целях создания необходимых условий для развития продовольственного рынка районов Крайнего Севера Сибири необходимо проводить системный мониторинг, изменить характер организационно-производственных связей товаропроизводителей и покупателей продукции оленеводства, рыболовства, охотничьего промысла, сформировать рыночную инфраструктуру и активизировать закупки продукции через различные структуры, применять рациональные технологии производства, хранения и переработки продукции, обеспечить принятые стандарты качества продукции, разработать систему страхования домашних оленей, проводить целенаправленную государственную политику по поддержке малого предпринимательства коренного населения.
Концептуальные основы развития системы государственного регулирования АПК региона включают: введение на федеральном и региональном уровнях защитных цен на основные виды продукции сельского хозяйства; cовершенствование кредитно-финансовой политики, направленной на поддержку конкретного сельхозтоваропроизводителя; введение налоговой политики, стимулирующей повышение эффективности хозяйствования через льготное налогообложение; государственную поддержку развития социальной структуры аграрного сектора, новых хозяйственных звеньев, включая развитие приусадебного семейного хозяйства; государственное управление и финансирование из федерального и регионального бюджетов социального развития села, включая развитие альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения; развитие внешнеэкономической деятельности в системе АПК; развитие и совершенствование системы научно-исследовательской и информационной деятельности.
Разработаны основные научно обоснованные параметры долгосрочного развития сельскохозяйственного производства Омской области до 2010 г. по следующим производственно-экономическим показателям: размер земельных и трудовых ресурсов; эффективность их использования в условиях рынка; оптимальный объем субсидий и дотаций бюджетных средств для эффективного стимулирования аграрного сектора экономики. Результаты исследований могут быть использованы при разработке рекомендаций по системе прогнозирования и эффективного государственного регулирования сельского хозяйства Омской области на принципах эволюционного развития и цикличности рыночной конъюнктуры.
Разработан организационно-экономический механизм развития межрегиональных продовольственных связей Республики Саха (Якутия). В отчетном материале представлен метод, определяющий научно обоснованный подход к оценке производственного потенциала местных товаропроизводителей в условиях конкурентной борьбы между сельскохозяйственной продукцией местного производства и завозными продуктами питания. Дан прогноз параметров производства сельскохозяйственной продукции по отраслям, а также предложения по направлениям развития системы продовольственных рынков республики.
Разработаны методические рекомендации по государственной поддержке товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции на примере Республики Тыва. Рекомендации содержат обоснование необходимости дифференциации размеров субсидий, а также распределения средств, выделяемых государством, между субъектами РФ и в регионах между муниципальными образованиями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Предоставление государственной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде дополнительных вложений капитала в аграрное производство должно осуществляться на основе анализа различных возможных направлений вложения с учетом отнесения к той или иной части затрат (условно-переменной или условно-постоянной), а также конкретных эффектов, получаемых в результате применения тех или иных средств производства. Это позволяет корректировать технологию и организацию производства в целях повышения его эффективности и роста отдачи средств господдержки. По расчетным данным, выделение сельскохозяйственным товаропроизводителям 100 млн р. бюджетных средств в виде государственной поддержки и их распределения по разработанной методике в зависимости от применяемого варианта обеспечит прирост объемов производства продукции в сумме 290–330 млн р. То есть на каждый рубль господдержки может быть получено от 2,9 до 3,3 р. дополнительной продукции или по 80–90 р. с каждого гектара сельскохозяйственных угодий, включая пастбища
По направлению «Разработать научные основы формирования и развития аграрного рынка и рыночной инфраструктуры» определены основные пути совершенствования организационно-экономического механизма формирования продовольственного рынка Сибири. Одним из важных экономических рычагов регулирования агропромышленного производства и наполнения рынка продовольствием являются дотации и компенсации. Регулирование продовольственного рынка должно идти в два этапа. На первом этапе необходимо сочетание элементов саморегулирования и государственного регулирования. На втором — должны преобладать рыночные регуляторы, состоящие из ценовых и финансово-кредитных рычагов. Важным направлением по формированию и регулированию продовольственного рынка является применение программно-целевого подхода, позволяющего уйти от бесконтрольного и бессистемного использования финансовых и материальных ресурсов. Реализация этих программ позволит повысить уровень потребления всех групп населения в продовольствии, рационализировать структуру питания.
Сформулированы требования к формированию страховых резервов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур: необходимость создания переходящих страховых резервов, в виду крайней неравномерности распределения рисков неурожая во времени и широкого ареала их распространения, охватывающего территорию всего региона; наличие специальных резервов, обеспечивающих возможность проведения предупредительных мероприятий; создание предпосылок для максимально широкого инвестирования сформированных страховых резервов непосредственно в сельское хозяйство (в том числе в сельскохозяйственные предприятия), страхующие урожай. Выполнение перечисленных требований позволит не только обеспечить платежеспособность страховых компаний, но и создаст предпосылки для динамичного развития данного рынка страхования, поскольку сделает доступной страховую защиту даже тем сельскохозяйственным предприятиям, которые находятся в трудном финансовом положении. Предложены изменения к действующему порядку страхования урожая с компенсацией части затрат из федерального бюджета.
Для регулирования регионального залога сельскохозяйственной продукции разработан пакет нормативной документации по экономическому обоснованию к проекту закона «О региональном залоге сельскохозяйственной продукции»: положения о региональном фонде закупочных интервенций и о региональном залоге сельскохозяйственной продукции урожая текущего года, договоры поручительства и кредитования. Управлению сельского хозяйства администрации Новосибирской области переданы методические рекомендации по обоснованию системы цен, структуры финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий регионального АПК; методические рекомендации по организации регионального залога сельскохозяйственной продукции.
По направлению «Разработать организационно-экономический механизм развития АПК в условиях многоукладной экономики» выявлены особенности функционирования механизма внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от форм собственности, предложена схема разработки механизма внутрихозяйственных отношений, порядок формирования внутрихозяйственных фондов для уплаты налогов и стимулирования за собственность, на социальные нужды и оплату труда. Предложены схемы учетной политики хозяйствующего субъекта, внутрихозяйственного финансового контроля. Освоение системы внутрихозяйственного контроля в АОЗТ «Зайцевское» Томской области позволило приостановить рост издержек и повысить их окупаемость более чем на 50%. Подготовлены методические рекомендации по оценке производственно-экономического потенциала при создании интегрированных формирований в зерновом подкомплексе, предложено использовать механизм вексельного кредитования сельхозтоваропроизводителей. Ряд аспектов взаимоотношений: цены, объемы, качество поставок зерна, сроки и другие должны регулироваться на основе договоров. Организационно-экономические основы создания интегрированных формирований в зерновом подкомплексе разрабатывались на примере агрохолдинга «Кочковский» Новосибирской области.
Разработаны принципы и проведена классификация сложившихся форм интеграции агросервисных организаций и сельхозтоваропроизводителей по холдинговому типу и положения по обоснованию организационно-правовой формы холдинга производственно-технического обслуживания его участников, а также уровней их юридической самостоятельности и экономической ответственности; даны методологические подходы для построения организационно-производственной и организационной структур управления холдингом по производственно-техническому обслуживанию сельхозтоваропроизводителей, обоснованы стратегические направления развития холдинга. Результаты исследования использованы при разработке предложений по формированию холдинга производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, которые включены в программу развития АПК Томской области до 2010 г. и используются в производстве.
По материалам проведённых исследований в хозяйствах Новосибирской, Томской областей и Красноярского края определены возможные варианты организационно-экономических моделей функционирования ЛПХ в зависимости от производственного потенциала и их взаимодействия с сельскохозяйственными организациями и желанием работников ЛПХ увеличивать свое хозяйство. Расчеты показали, что для условий Красноярского края рациональной моделью является многоотраслевая — со специализацией производства говядины, для условий Томской области — малоотраслевая (производство свинины), а Новосибирской области — многоотраслевая (производство свинины и говядины).
На базе ПЗ ОПХ «Садовское» Краснозерского района Новосибирской области в 2004 г. с целью обоснования внутрихозяйственных отношений между коллективами животноводов и производителями кормов, ускорения планирования и повышения его качества разработана организационно-экономическая модель интеграционно-технологических связей на уровне отраслевых подразделений, которая позволяет быстро и качественно спланировать экономическую сторону подрядных отношений при интеграции коллективов мясного скотоводства и заготовителей кормов.
Разработана модель для выработки управленческих решений на предприятии владельца отопительно-производственной котельной и их взаимодействия с другими предприятиями. Примером решения такой модели являются предприятия электрических и тепловых сетей (ПЭТС) в пос. Краснообске, Чике, Ирмени.
В отчетном периоде дано обоснование необходимости организации сельских кредитных кооперативов (микрокредитных институтов) и разработан механизм взаимодействия их участников (на примере Амгинского улуса Республики Саха (Якутия). Для успешной деятельности созданных кредитных обществ предусматривается создать льготное налогообложение на основе принятия законодательных актов. Практическая реализация предлагаемых рекомендаций позволит внедрить и обеспечить устойчивую работу сельского микрокредитного института в республике, а также способствовать развитию предпринимательства, снижению уровня безработицы в регионе, развитию кредитной активности среди сельского населения.
По направлению «Разработать научные основы развития и рационального использования производственного потенциала, ресурсосбережения и экологизации в АПК» проведен анализ и дана оценка сложившихся форм освоения организационно-экономического механизма в системах ведения АПК. Вскрыты основные причины отрицательных результатов проводившихся преобразований (прежде всего, устранение государства от регулирования и поддержки сельского хозяйства, необоснованность решений по приватизации сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Для повышения эффективности научного обеспечения целесообразно в регионах сформировать научно-технические программы по АПК с финансированием их за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов, заинтересованных заказчиков. Рекомендуется разработать и принять в регионах порядок и экономический механизм освоения в производстве научных разработок, основанные на принципах функционирования рынка научно-технической продукции. Распределение средств по проектам и программам целесообразно проводить на конкурсной основе с учетом научной новизны
и практической значимости ожидаемых результатов, затрат на их получение.
Определены основные принципы, формы и методы формирования, а также содержание и основные направления инвестиционной политики на региональном и хозяйственном уровнях; выявлены проблемы формирования инвестиционной политики в сельском хозяйстве Сибири. Приоритетными направлениями государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве должны стать: финансирование федеральных и региональных инвестиционных программ, направленных на технико-технологическое перевооружение отрасли и решение социальных проблем; развитие лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота на приемлемых для сельхозтоваропроизводителей условиях; субсидирование процентов по инвестиционным кредитам; компенсация части затрат на приобретение материально-технических ресурсов.
По направлению «Разработать научные основы управления и информационного обеспечения АПК» разработаны методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма хозяйствования в сельскохозяйственных предприятиях и организациях с коллективной формой хозяйствования. Организация внутрихозяйственных экономических отношений, способствующих повышению устойчивости хозяйствования сельхозпредприятия, должна основываться на коммерческом расчете, предполагающем определение экономического статуса входящих в него подразделений, договорную систему найма, организации и оплаты труда, кредитование деятельности подразделений, наличие обоснованной системы внутрихозяйственных цен, остаточный принцип формирования дохода подразделений и систему стимулирования труда, основанную на остаточном принципе распределения дохода и учете специфики отраслей сельхозпроизводства и авансировании. Это побуждает подразделения мобилизовывать внутренние резервы, изыскивать дополнительные внутренние ресурсы и значительно улучшает результаты работы предприятия в целом, что является основной целью на современном этапе.
Проанализированы и обобщены теоретические положения и практика управления государственной собственностью в АПК; рассмотрены имеющиеся теоретические и действующие модели управления государственной собственностью, выявлены их проблемы, факторы и тенденции развития с учетом региональной специфики и уровней управления; разработаны принципы построения и типовые организационно-экономические модели управления государственной собственностью в АПК в зависимости от комплекса основных факторов и уровней управления. Построение моделей управления госсобственностью со стороны федеральных структур должно включать в себя: учет основных факторов, влияющих на управление федеральной собственностью; определение федеральных органов управления, их основных функций, прав, обязанностей, ответственности, порядка и механизма деятельности. В федеральной собственности предлагается оставить организации АПК с передовой технологией (ОПХ, перерабатывающие, обслуживающие и торговые предприятия федерального значения), обеспечивающие отработку внедрения научно-технических достижений по всей технологической цепочке производства, переработки и реализации продукции в сфере АПК.
В отчетный период Центр информационно-вычислительного и аналитического обеспечения (ЦИВиАО) проводил совместно с НИУ СО РАСХН исследования по разработке системы информатизации аграрной науки Сибири и информационных систем в земледелии, растениеводстве, кормопроизводстве, ветеринарии и животноводстве.
Разработана модель системы информационно-аналитической поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований; обоснована программно-технологическая форма реализации системы — научный Интернет-портал.
Разработаны средства управления информационными ресурсами на сайте президиума СО РАСХН с использованием сервера баз данных. Для администрирования сайта и работы с базами данных создан интерфейс пользователя.
В процессе совместных исследований с СибНИИЗхим и Красноярским НИИСХ по созданию системы для оценки природно-климатического потенциала земель сельскохозяйственного назначения модифицирован алгоритм оценки агроклиматической составляющей. Предложено использовать большее число градаций при учете отклонений погодных условий от оптимальных значений, введены коэффициенты, определяющие фазы развития растений, осуществлен переход к табличному набору коэффициентов, устанавливающих влияние лимитирующего фактора.
Совместно с селекционным центром СибНИИРС разработаны и программно реализованы алгоритмы обработки первичной информации по анализу гибридов в системе диаллельных скрещиваний 4х4 и анализу сортов на экологическую пластичность применительно к генетическим исследованиям в процессе селекционной работы. В исследованиях
с СибНИИ кормов модифицирован алгоритм решения задачи оптимизации планирования кормопроизводства, который позволяет находить решение (соответствующее минимуму затрат на производство продукции). Произведена программная реализация средств первичного ввода и обработки информации, реализована часть сервисных средств системы.
Совместно с ИЭВСиДВ создан программный интерфейс для анализа эпизоотологической ситуации. Проанализирована работа системы при различных эпизоотологических ситуациях на примере благополучных и неблагополучных районов Новосибирской области. В исследованиях с СибНИПТИЖ построен комплексный алгоритм оценки племенных качеств свиней на основе концептуальной модели применения алгоритмов расчета генетических параметров животных. Получена точная формула для определения стандартной ошибки коэффициента наследуемости; разработана компьютерная программа и проведены расчеты, показавшие, что приближенные формулы для стандартной ошибки обеспечивают необходимую для практики точность.
Разработаны методические рекомендации по обоснованию целесообразности перехода сельхозорганизаций на единый сельхозналог. По оценкам авторов переход на единый сельхозналог выгоден предприятиям АПК с долей ФОТ в выручке выше 25–35% и долей покупных материальных ценностей в выручке не более 55–70%. В целом совокупная экономия по анализируемым предприятиям оценивается около 26%. Результаты исследования подтверждены «Аудиторской фирмой «МИАЛаудит», специализирующейся на проведении аудита, финансового и налогового консультирования предприятий АПК.
По направлению «Разработать научные основы социально-демографической политики на селе и развития сельской местности» разработаны методические рекомендации по рациональному ведению агропромышленного производства района. К основным направлениям совершенствования ведения агропромышленного производства в сельских административных районах относятся обоснование специализации производства и повышение уровня товарности производимой продукции. В исследовании предложена методика определения эффективности использования земельных угодий, уровня товарности производимой продукции, а также возможность на районном уровне регулировать вопросы определения объемов производства и сбыта. Разработаны предложения по совершенствованию производственной инфраструктуры района на основе кооперации товаропроизводителей отраслей АПК; централизованной координации использования ограниченных ресурсов района; углубления переработки производимого в районе сельхозсырья на основе установления паритетных отношений между товаропроизводителями различных отраслей АПК. Предложены варианты совершенствования этой системы в зависимости от уровня доходов товаропроизводителей района. Предложены варианты совершенствования системы в зависимости от уровня доходов товаропроизводителей района.
Дана оценка имущественного, трудового и социального потенциала сел Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Выполненные исследования позволили установить основные факторы формирования трудовых ресурсов. Результаты исследований могут быть использованы при разработке программ содействия занятости населения и развития социальной инфраструктуры округа.
По направлению «Разработать научно-методические основы регулирования земельных отношений» разработана система проведения мониторинга сельскохозяйственных земель на основе эколого-ландшафтного районирования, выбора объектов стационаров научно-прикладных
исследований, охвата территорий распространения их результатов и выбор стационарных и реперных участков
для наблюдения за негативными процессами в эколого-ландшафтных районах и подрайонах. Разработанные предложения позволят сократить площади обследований в 20–25 раз, повысить достоверность данных о качестве сельхозугодий, внести корректировку в прежние материалы экономической оценки земель, земельного кадастра и перейти
к геоинформационной системе земельного кадастра в течение 5 лет в субъектах федерации Сибири.
Даны предложения по повышению эффективности использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий. На примере Республики Тыва разработаны методические положения и механизм оценки природно-ресурсного потенциала аграрного производства
на базе включения в него кадастровой (рыночной) стоимости земель сельскохозяйственного назначения; расчета потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей
в средствах производства и инвестициях в их приобретение. За счет оптимизации обеспеченности природного потенциала факторами производства в целом по Республике Тыва может быть увеличена выручка от реализованной продукции не менее чем на 10% оценочной продуктивности при одновременном сокращении затрат на ее производство и на 15% — оценочных затрат. По результатам исследований в отчетном году подготовлены методические рекомендации «Софинансирование инвестиций в объекты социальной сферы и производственной инфраструктуры сельского хозяйства».
За отчетный период по заданиям РАСХН по семи направлениям научно-исследовательских работ выполнено 24 научные разработки. Материалы проведенных исследований переданы для внедрения в органы управления АПК Новосибирской, Томской, Тюменской, Иркутской, Читинской и других областей Сибири, органам исполнительной власти Республики Тыва, Республики Саха (Якутия), Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Результаты научных исследований могут быть использованы также специалистами других регионов.