Краткий отчет СО РАСХН за 2005 г.
Экономика и организация агропромышленного производства, социальные проблемы села
Научно-исследовательская работа в 2001-2005 гг. велась в соответствии с государственной программой фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития агропромышленного комплекса Российской Федерации «Разработать научные основы развития АПК, аграрной политики, организационно-экономического механизма, продовольственного рынка, управления, инновационных процессов, эффективного использования производственного потенциала, социального развития села и регулирования земельных отношений».
Программные задания по семи направлениям ГНУ СибНИИЭСХ выполнял совместно с экономическими отделами и лабораториями зональных и отраслевых НИУ: ГНУ ТувНИИСХ и ГНУ ЯНИИСХ, ГНУ СибНИИСХ, ГНУ НИИСХ Крайнего Севера, ЦИВиАО. Общее количество работников – 109, их них 65 научных сотрудников, в том числе 2 академика РАСХН, 1 член-корреспондент РАСХН, 13 докторов наук и 26 кандидатов наук.
По направлению «Разработать научно обоснованную стратегию государственной экономической политики по обеспечению восстановления и устойчивого развития АПК» в 2001-2004 гг. дана оценка сложившихся типов воспроизводства в АПК. Разработан вариантный прогноз производства и стратегия регионального воспроизводства продовольственных ресурсов в Сибири до 2010 г., предусматривающий: 1) повышение ресурсообеспеченности на 50-60 %) и 2) формирование эффективного высокотоварного производства на базе постоянно обновляющейся техники и технологий, обеспечивающих удовлетворение внутренних потребностей Сибири в продовольствии с учетом платежеспособного спроса населения и повышения доходности сельских товаропроизводителей.
Обоснованы системы экономических индикаторов и показателей безопасности и устойчивости продовольственной базы районов освоения и разработан организационно-экономический механизм развития продовольственной базы в целом и тыловых продовольственных баз районов освоения Сибири. Объем импорта продовольственной продукции не должен превышать в эти регионы 8-14 % от потребляемой.
Выявлены тенденции и особенности развития агропромышленного производства, определены методические подходы к формированию региональных продовольственных фондов, разработаны концептуальные положения по продовольственному обеспечению районов Крайнего Севера Сибири.
Обоснованы концептуальные положения, организационно-экономические меры и предложения по государственному регулированию АПК региона, уточнены принципы совершенствования организационного механизма формирования и использования резервов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
Предложены научно обоснованные параметры долгосрочного развития сельскохозяйственного производства Омской области до 2010 г. Разработаны организационно-экономический механизм развития межрегиональных продовольственных связей республики Саха (Якутия), прогноз производства сельско-хозяйственной продукции по отраслям, предложения по направлениям развития системы продовольственных рынков республики. Разработаны методические рекомендации по государственной поддержке товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции на примере Республики Тыва. Рекомендации содержат обоснование необходимости дифференциации размеров субсидий, а также распределения средств, выделяемых государством, между субъектами РФ и в регионах между муниципальными образованиями и сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В 2005 г. выявлены территориально-отраслевые особенности сложившихся аграрных отношений в условиях развития многоукладной экономики. В институциональных преобразованиях АПК Сибири в каждом регионе должна быть создана критическая масса активных рыночных субъектов (частные, кооперативные, совместные предприятия и др.), которые должны составлять не менее 40 %. В перспективе значительная часть продуктов питания для городского населения будет поставляться на продовольственный рынок экономическими субъектами указанной системы.
Разработаны сценарии воспроизводства продовольственных ресурсов Сибири до 2015 г. с учетом платежеспособности населения и реальных возможностей развития АПК. В Алтайском и Красноярском краях, в Новосибирской и Омской областях преимущественное развитие получат крупные специализированные зерново-скотоводческие хозяйства, а также предприятия с кооперативной формой хозяйствования. В республиках Горный Алтай, Бурятия, Тыва и в Читинской области приоритетное развитие получит кооперирование фермерских хозяйств; мелкотоварный сектор.
Предложен организационный механизм формирования системы резервов и запасов в районах освоения Сибири, материально-технических ресурсов, строительных, оборотных средств для аграрного и продовольственного комплексов. Разработаны организационно-экономические меры государственного регулирования АПК региона. Подготовлены предложения по квотированию производства основных видов сельскохозяйственной продукции с условием её закупки по ценам, гарантирующим покрытие нормативной себестоимости производства и рентабельности на предреформенном уровне – 45 % и регулированию системы страхования сельскохозяйственной продукции от неблагоприятных погодных условий и других непредвиденных обстоятельств.
Разработаны рекомендации по системе прогнозирования сельскохозяйственного производства Омской области на принципах эволюционного развития и цикличности рыночной конъюнктуры со следующими параметрами объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2010 г.: зерно – 3500-4000 тыс. т, молоко – 1000-1100 тыс. т, мясо всех видов (в живом весе) – 250-300 тыс. т, яйцо – 650-700 млн. шт., шерсть – 340-350 т. Разработаны основные направления формирования продовольственного рынка республики Саха (Якутия). Выявлены сущность и принципы формирования межрегиональных продо-вольственных связей с учетом зональных особенностей. Проведена оптимизация схемы доставки продовольственных грузов в республику извне. Разработаны методические рекомендации по адаптации сельскохозяйственных предприятий Республики Тыва к рыночным условиям.
По направлению «Разработать научные основы формирования и развития аграрного рынка и рыночной инфраструктуры» в 2001-2004 гг. даны методические подходы к формированию продовольственного рынка Сибири с учетом региональных особенностей сельхозпроизводства и этапов совершенствования организационно-экономического механизма его формирования. На первом этапе необходимо сочетание элементов саморегулирования и государственного регулирования. На втором – должны преобладать рыночные регуляторы, состоящие из ценовых и финансово-кредитных рычагов. Важным направлением формирования и развития продовольственного рынка является разработка и осуществление товарно-целевых программ межрегионального и регио-нального уровней.
Обоснована стратегия обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий с учетом реализации инновационного типа развития, создания центров устойчивого получения доходов. Для регулирования регионального залога сельскохозяйственной продукции разработан пакет норматив-ной документации по экономическому обоснованию проекта закона «О региональном залоге сельскохозяйственной продукции»: положения о региональном фонде закупочных интервенций и о региональном залоге сельскохозяйственной продукции урожая текущего года, договоры поручительства и кредитования. Управлению сельского хозяйства администрации Новосибирской области переданы методические рекомендации по обоснованию системы цен, структуры финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий регионального АПК; методические рекомендации по организации регионального залога сельскохозяйственной продукции.
В 2005 г. определены основные направления формирования и развития продовольственного рынка Сибири с учетом происходящих изменений в территориально-отраслевой структуре АПК. Выделено три группы территориально-административных единиц. В состав первой группы включены Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области, имеющие благоприятные условия для производства продукции как для внутреннего потребления, так и для вывоза за пределы региона. Вторую группу представляют промышленно развитые районы с высокой долей городского населения: Кемеровская, Томская, Тюменская, Иркутская области. В этой группе регионов формирование продовольственных рынков будет осуществляться преимущественно за счет ввоза продовольствия при вывозе лишь отдельных продуктов. В третью группу входят республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Читинская область, в которой формирование продовольственного рынка будет связано с обеспечением внутренних потребностей за счет собственного животноводства и ввоза небольшого количества зерна, овощей, молочных продуктов.
Разработаны методические положения по стабилизации и снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции, позволяющие оценить изменение издержек при адаптации сельскохозяйственных предприятий к интенсивным технологиям, методические положения по формированию финансовых резервов предприятий на инвестиционные цели с учетом государственной поддержки. Формирование финансовых резервов с учетом временной дифференциации эффективности производства должно осуществляться за счет отчисле-ний от распределяемой прибыли, перераспределения рентного дохода на уровне региона.
По направлению «Разработать организационно-экономический механизм развития АПК в условиях многоукладной экономики» в 2001-2004 гг. разработана концепция организации бухгалтерского учета и уточнена методика оценки финансово-экономического состояния в сельскохозяйсвенных предприятиях в современных условиях. Обоснованы модели внутри-хозяйственного экономического механизма по группам предприятий в зависимости от финансово-экономического состояния и уровня самостоятельности подразделений.
Выявлены и систематизированы факторы, влияющие на эффективность сельскохозяйственной потребительской кооперации. Разработан проект организации и методические рекомендации по формированию и функционированию сельскохозяйственных кооперативов. Сформулированы организационно-экономические основы развития и повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Сибири.
Подготовлены методические рекомендации по оценке производственно-экономического потенциала при создании интегрированных формирований в зерновом подкомплексе, предложено использовать механизм вексельного кредитования сельхозтоваропроизводителей. Разработаны: концепция разви-тия форм агросервисных организаций; методические положения по обоснова-нию цен на услуги агросервисных организаций и их взаиморасчетов с сельхозтоваропроизводителями Сибири; методологические подходы к построению организационно-производственной и организационной структуры управления холдингом по производственно-техническому обслуживанию сельхозтоваропроизводителей; предложения по организационному построению холдинга по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства Томской области – ОАО «Томскагроснабтехсервис».
Сформулированы методические положения по совершенствованию использования производственного потенциала личных подсобных хозяйств сель-ского населения Сибири. Определены возможные варианты организационно-экономических моделей функционирования ЛПХ в зависимости от производственного потенциала и их взаимодействия с сельскохозяйственными организациями, и желанием работников ЛПХ увеличивать свое хозяйство. Для условий Красноярского края рациональной моделью является многоотраслевая – со специализацией производства говядины, для условий Томской области – ма-лоотраслевая со специализацией производства свинины, а в Новосибирской области – многоотраслевая со специализацией производства свинины и говядины.
Даны предложения по формированию и функционированию трудовых коллективов в мясном скотоводстве и кормопроизводстве. Определены модели формирования трудового коллектива. На базе ПЗ ОПХ «Садовское» Краснозерского района Новосибирской области разработана организационно-экономическая модель интеграционно-технологических связей на уровне отраслевых подразделений, которая позволяет быстро и качественно спланировать экономическую сторону подрядных отношений при интеграции коллективов мясного скотоводства и заготовителей кормов.
В рамках мониторинга социально-трудовой сферы села исследованы условия и образ жизни сельского населения Якутии. Обоснована необходимость организации сельских кредитных кооперативов (микрокредитных институтов) и разработан механизм взаимодействия их участников. Для успешной деятельноти созданных кредитных обществ предусматривается льготное налогообложение на основе принятия законодательных актов.
В 2005 г. выявлены особенности функционирования механизма внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от форм собственности. Предложены схемы разработки механизма внутрихозяйственных отношений, порядок формирования внутрихозяйственных фондов для уплаты налогов, стимулирования, оплаты труда; учетной политики хозяйствующего субъекта, внутрихозяйственного финансового контроля. Освоение системы внутрихозяйственного контроля в АОЗТ «Зайцевское» Томской области позволило приостановить рост издержек и повысить их окупаемость более чем на 50 %.
Предложены модели сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов для систем ведения АПК Новосибирской области. Уточнены методические рекомендации по формированию и функционированию сельскохозяйственных кооперативов с учетом комплексного подхода к созданию, подготовке учредительных документов, внутрихозяйственной организации коопера-тивов, обоснованию размера налоговой нагрузки. По результатам исследований создан и функционирует закупочно-сбытовой кооператив в Ордынском районе (с. Вагайцево и с. Филиппово). Разработаны методические основы определения эффективности интегрированных формирований в зерновом подкомплексе на примере агрохолдинга «Кочковский» Новосибирской области. По результатам исследований подготовлены рекомендации «Оценка производственно-экономического потенциала при создании интегрированных формирований в зерновом подкомплексе».
Разработаны модели внутрипроизводственных экономических отношений подразделений на примере структурных подразделений ОАО «Коченевский агроснаб» Новосибирской области, ОАО «Лоскутовское» Томской области, ООО «Краснинская МТС» Кемеровской области; методические положения по регули-рованию внутрипроизводственных экономических отношений в агросервисных организациях Сибири. Обоснованы принципы формирования договорных отношений между подразделениями, с администрацией агросервисной организации и потребителями производственно-технических услуг.
Сформулирована концепция организационно-экономического меха-низма развития личного подсобного хозяйства Сибири. Приоритетными направлениями государственной политики по поддержке ЛПХ должно быть создание нормативно-правовой среды и повышение социально-правового статуса за счет прямых связей с перерабатывающими предприятиями, торговыми домами, фирмами, а также путем создания муниципальных предприятий и потребительских кооперативов вертикального типа по обслуживанию ЛПХ, создание системы кредитования ЛПХ, развитие сельского самоуправления.
Обоснован внутрихозяйственный организационно-экономический механизм взаимоотношений в мясном скотоводстве и кормопроизводстве сельскохо-зяйственных предприятий в условиях Сибири, включающий структуру субъектов отношений, т. е. состав взаимодействующих первичных подразделений мясного скотоводства и кормопроизводства, их социально-технические параметры, модели взаимоотношений.
ГНУ ЯНИИСХ определены направления развития сельскохозяйственных производственных кооперативов. Обоснованы механизмы государственного регулирования и организации деятельности кооперативов, размеры подразделений, системы управления; даны предложения по развитию внутрихозяйственного механизма на основе арендно-договорных отношений.
По направлению «Разработать научные основы развития и рацио-нального использования производственного потенциала, ресурсосбереже-ния и экологизации в АПК» в 2001-2004 гг. разработаны перспективные направления научного обеспечения АПК. Дана оценка различных моделей организационно-экономического механизма в системах ведения АПК, организационных форм научного обеспечения АПК, показана динамика их развития, направления совершенствования организационных форм. Разработаны методические рекомендации по формированию и освоению организационно-экономического механизма систем ведения АПК.
В отчетном периоде выявлены проблемы воспроизводства и использования основных фондов, определены обеспеченность сельскохозяйственных предприятий производственно-техническими ресурсами, их состояние и эффективность использования, влияние уровня фондооснащенности на производственные показатели аграрного сектора. Разработан организационный механизм инвестирования аграрного производства; методические основы группировки регионов Сибири по уровню инвестиционной активности в сельском хозяйстве. Предложены перспективные модели взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с инвесторами, способствующие реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве.
В 2005 г. разработаны предложения по совершенствованию научного обеспечения реализации систем ведения агропромышленного производства в условиях Сибири. Для ускорения реализации достижений науки необходимо создание инновационной инфраструктуры. Основные ее составляющие: крупные формирования, вкладывающие средства в проведение исследовательских работ и доводящие их до серийного производства; малый инновационный бизнес, формирования по обслуживанию; государственные формирования с его за-конодательной базой, научно-технической политикой.
Определены основные направления и резервы роста эффективности использования основных фондов и инвестиций, которые должны быть направлены на использование передовых достижений НТП, способствовать качествен-ному совершенствованию технологических процессов и структурной перестройке аграрного сектора, внедрению ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции; рост основных средств производства должен отвечать требованиям принципа комплексности.
По направлению «Разработать научные основы управления и инфор-мационного обеспечения АПК» в 2001-2004 гг. Подготовлены предложения по совершенствованию системы управления в районном АПК и методика типизации районов, позволяющая разработать модель системы управления экономикой территории. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма хозяйствования в сельскохозяйственных предприятиях и организациях с коллективной формой хозяйствования.
Определены принципы построения и типовые организационно-экономические модели управления государственной собственностью в АПК в зависимости от комплекса основных факторов и уровней управления. Построение моделей управления госсобственностью со стороны федеральных структур должно включать в себя: учет основных факторов, влияющих на управление федеральной собственностью; определение федеральных органов управления, их основных функций, прав, обязанностей, ответственности, порядка и механизма деятельности.
Разработаны методические рекомендации по обоснованию целесообразности перехода сельхозорганизаций на единый сельхозналог. Переход на единый сельхозналог выгоден предприятиям АПК с долей фонда оплаты труда в выручке выше 25-35 % и долей покупных материальных ценностей в выручке не более 55-70 %. В целях повышения оперативности и автоматизации налого-вого планирования предложена экономико-математическая модель планирования и оценки уровня налогообложения предприятий АПК.
В отчетный период ЦИВиАО разработана модель системы информационно-аналитической поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований; обоснована программно-технологическая форма реализации системы – научный интернет-портал. Разработаны средства управления информационными ресурсами на сайте президиума СО РАСХН с использованием сервера баз данных. Для администрирования сайта и работы с базами данных создан интерфейс пользователя.
В 2005 г. даны предложения по управлению экономикой в районном агропромышленном комплексе. Одним из инструментов реализации планов и государственного (муниципального) регулирования экономики районного АПК является целевое программирование. Муниципальные программы отражают интересы населения и хозяйствующих субъектов конкретной территории, позволяют полнее использовать местные ресурсы и являются реальным способом поддержки местного предпринимательства.
Разработаны рекомендации по формированию системы управления долевой собственностью в организациях АПК, включающие порядок формирования собственности исходя из специфики выбранной организационно-правовой формы; структуру органов управления, их функции, права, обязанности и меру ответственности и др.; механизм управления долевой собственностью, который предполагает формулировку миссии, целей, подцелей, задач, их согласование; разработку программ, учитывающих интересы собственников и работников
Определены принципы функционирования инвестиционо-заемных средств (ИСЗ) государственной поддержки АПК: целостность и комплексность; добровольность и конкурсность участия предприятий АПК в ИЗС; прозрачность и гласность функционирования ИЗС для предприятий и инвесторов; эффективность и окупаемость.
По направлению «Разработать научные основы социально-демографической политики на селе и развития сельской местности» в 2001-2004 гг. разработаны концепция развития экономики и методика определения ресурсного потенциала сельского административного района; предложения по формированию районной системы информационно-консультационного обслуживания с учетом принципа единства территориального АПК, локальных объединений по реализации отдельных функций. Подготовлены методические рекомендации по рациональному ведению агропромышленного производства района; предложения по совершенствованию производственной инфраструктуры района. Дана оценка имущественно-го, трудового и социального потенциала сел Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Выполненные исследования позволили установить основные факторы формирования трудовых ресурсов. Результаты исследований могут быть использованы при разработке программ содействия занятости населения и развития социальной инфраструктуры округа.
В 2005 г. разработаны методические рекомендации по экономическому и социальному развитию сельского административного района. Развитие производства должно быть основано на изучении рынков сбыта, анализе наиболее конкурентоспособных видов продукции и эффективных производителей этой продукции в формируемом на этой основе районном заказе. Рациональное ведение агропромышленного производства в районе должно основываться на привлечение высокопрофессиональных кадров в сферу управления сельскохо-зяйственными предприятиями, закреплении на селе специалистов, широком участии научных учреждений региона, использовании рекомендаций науки.
Разработаны перспективные направления развития производственного потенциала предприятий, отраслей традиционного природопользования всех форм собственности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Разработаны методические рекомендации «Устойчивое производство продукции отраслей традиционного природопользования».
По направлению «Разработать научно-методические основы регулирования земельных отношений» в 2001-2004 гг. разработаны принципы, порядок и методика изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Определены методические основы формирования фонда перераспределения земель для организации новых форм хозяйствования. Рекомендации приняты рабочей комиссией областного Совета депутатов, рекомендованы для внедрения АО «Запсибгипрозем» при разработке проекта внутрихозяйственных земельных отношений организаций коллективной формой хозяйствовании и определении нормативов арендной платы за аренду земельных долей.
Даны предложения по повышению эффективности использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий. На примере Республики Тыва разработаны методические положения и механизм оценки природно-ресурсного потенциала аграрного производства на базе включения в него кадастровой (рыночной) стоимости земель сельскохозяйственного назначения. Подготовлены методические рекомендации «Софинансирование инвестиций в объекты социальной сферы и производственной инфраструктуры сельского хозяйства».
В 2005 г. разработаны научные основы внутрихозяйственных земельных отношений коллективных землепользований Сибири в условиях эффективного функционирования сельскохозяйственных производства. Правом распоряжения рентой обладают собственники земельных долей. Все варианты расчета аренд-ной платы должны включать ренту. Внедрение в сельскохозяйственное производство внутрихозяйственных земельных отношений позволяет активизировать сельскохозяйственное производство в рыночных условиях.
Уточнены и развиты положения по формированию продуктивности сельскохозяйственных угодий, обоснована необходимость государственного регулирования экономических процессов в сельском хозяйстве на базе распределения земельной ренты применительно к Республике Тыва. Разработаны предложения по совершенствованию методического обеспечения экономической оценки земель сельскохозяйственного назначения на основе подключения оценочных шкал, геоинформационных систем (ГИС).
В 2001-2004 гг. подготовлен раздел – «Продовольственное обеспечение и развитие агропромышленного комплекса Сибири», вошедший составной частью в «Стратегию развития Сибири до 2020 г.».
Представлены в Минсельхоз РФ, Минэкономики РФ, Миннауки РФ, Федеральное собрание РФ, РАСХН, в органы управления АПК республик, краев и областей региона: Государственная концепция развития Сибири на долгосрочную перспективу (утверждена Правительством РФ); Основные направления корректировки экономической политики и ее законодательное обеспечение; Концепция развития агропромышленного комплекса в Сибири до 2010 г.; Кон-цепция и основные направления стратегии перехода АПК Сибири к устойчивому развитию; Основные направления формирования единого продовольственного рынка Сибири; Система ведения сельского хозяйства Новосибирской области; Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Новосибирской, Кемеровской, Читинской областей, Алтайского края и Респуб-лики Тыва.
Разработаны принципы и пути формирования системы устойчивого развития АПК Сибири; предложения по реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния (в соответствии с федеральным законом от 09.07.02. № 83-ФЗ); Концепция развития продовольственного рынка Сибири; Концепция развития АПК регионов Сибири: Республики Алтай; Республики Тыва; Северного Зауралья.
Переданы в законодательные органы предложения: в проект Федерально-го закона «О сельском хозяйстве»; в Проект Федерального закона «О сельскохозяйственном развитии»; по заданию Правительства РФ «О ходе земельной реформы»; «О мерах по совершенствованию системы страхования в агропро-мышленном комплексе»; «О мерах по расширению интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества».
Подготовлен аналитический материал «Состояние продовольственной безопасности в Сибирском федеральном округе»; разработаны – «Концепция развития АПК Новосибирской области»; «Программа развития агропромышленного комплекса Красноярского края», утвержденная Законодательным собранием края; предложения и замечания к проекту Федерального законно РФ «О всероссийской сельскохозяйственной переписи»; Программа поддержки и развития АПК Читинской области на 2006-2012 гг.; Методические рекомендации: Система ведения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Сибири.
В 2005 г. разработаны: предложения к Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки; Программа развития агропромышленного производства Томской области на 2004-2010 гг. Подготовлен социально-экономический блок к «Стратегии развития Сибири до 2020 г.»; Проект Межрегиональной программы «Агрокомплекс Сибири».
Материалы проведенных исследований переданы для внедрения в органы управления АПК Новосибирской, Томской, Тюменской, Иркутской, Читинской, и других областей Сибири, органам исполнительной власти Республики Тыва, Республики Саха (Якутия), Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Результаты научных исследований могут быть использованы также специалистами других регионов.