Экономика и земельные отношения

Краткий отчет о работе Сибирского отделения Россельхозакадемии за 2006 и 2002-2006 гг.

Результаты деятельности СО Россельхозакадемии
Экономика и земельные отношения

 

Исследования по экономике и земельным отношениям проводили по направлению Программы 01 «Разработать методологию, принципы формирования и совершенствования организационно-экономических механизмов функционирования АПК Сибири, развития системы инновационной деятельности, форм земельной собственности и земельных отношений, направленных на обеспечение экономического роста в агропромышленном комплексе региона». В исследованиях принимали участие ГНУ: СибНИИЭСХ (головной), Тувинский и Якутский НИИСХ, СибНИИСХ, НИИСХ Крайнего Севера, СибФТИ. Общее количество научных сотрудников — 111 человек, в том числе 2 академика и 1 член-корреспондент, 15 докторов и 33 кандидата наук.

Задание 01.01. «Разработать методологические подходы и практические рекомендации по совершенствованию стратегии и организационно-экономических механизмов функционирования агропромышленного комплекса, систем управления и научно-технической информации в АПК Российской Федерации».
В выполнении задания принимали участие: СибНИИЭСХ, ЯНИИСХ, СибФТИ, ЦНСХБ. Общее количество научных сотрудников — 54 человека, в том числе 1 член-корреспондент Россельхозакадемии, 8 докторов и 15 кандидатов наук.
В 2006 г. уточнены и систематизированы понятийный аппарат стратегии развития АПК. Стратегия развития АПК и продовольственного рынка рассматривается как инструмент перехода к долгосрочной политике обустройства региона и развития инфраструктуры, обеспечивая высокоэффективное функционирование территориальной, социально-экономической системы в целом. Раскрыто основное содержание стратегии, которое заключается в познании объективных экономических закономерностей, тенденций и особенностей развития изучаемого объекта, протекающих региональных социально-экономических процессов и явлений.
Анализ состава и содержания разрабатываемых в настоящее время в регионах концепций и программ развития АПК показал, что они мало структуризованы по целям, задачам, критериям, срокам прогнозирования, объекту и предмету исследований. Поэтому цель стратегии развития АПК и продовольственного рынка должна формироваться деревом целей, основными составляющими которого являются гипотеза, концепция, прогноз, программа, выступающие в качестве главного критерия стратегии.
Определены основные приоритеты стратегии развития агропромышленного производства и продовольственного рынка Сибири, на региональном уровне (Сибирь), на уровне субъектов Федерации (область, край, республика) и на уровне сельскохозяйственных предприятий. Одним из главных приоритетов стратегии развития АПК является обеспечение продовольственной безопасности региона. Выявлены основные факторы и принципы, влияющие на стратегию развития агропромышленного производства и продовольственного рынка Сибири, основными из которых являются природный потенциал сельского хозяйства того или иного региона и степень его использования, уровень и структура местного потребления продовольствия, конкуренция, налоговая, денежно-кредитная политика и др.
Разработаны рекомендации и даны предложения по повышению устойчивости сельского хозяйства и продовольственного обеспечения районов освоения Сибири.
В отличие от других регионов Сибири районы РОС имеют специфические, индивидуальные особенности и отличительные черты природного, экономического, географического, экологического характера. Они в значительной степени требуют специфических, индивидуальных технологических и экономических рекомендаций и решений. В качестве основных первоочередных мер по повышению устойчивости сельскохозяйственных предприятий выделены следующие: ускоренное совершенствование отраслевой и территориальной структуры сельскохозяйственного производства, создание современной системы специализированных приоритетных зон сельхозпроизводства при промышленных центрах: перевод предприятий пригородных зон и других территорий комплекса на индустриальные адаптированные
к местным условиям технологиям по всем отраслям сельского хозяйства. Для этого необходимо повышение удельного веса крупнотоварных хозяйств в общем производстве продукции, восстановление и модернизация материально-технической базы агроотрасли; активное и все возрастающее привлечение всех видов финансовых, материальных, кредитных и других ресурсов промышленных корпораций, фирм, предприятий, банков, местных администраций всех уровней.
На государственном, федеральном уровне рекомендовано: формирование специального организационно-экономического механизма повышения устойчивости местного аграрного и продовольственного комплексов, включающего систему специальных законов федерального и регионального уровней по повышению устойчивости сельского хозяйства РОС. На уровне субъектов Федерации — оказывать экономическую поддержку за счет собственных средств регионов; административную помощь при привлечении средств промышленных предприятий. Обоснованы системы показателей устойчивости местного сельского хозяйства, тыловых продовольственных и аграрных баз.
Якутским НИИСХ в ходе выполнения исследований изучены научные и практические основы формирования и развития систем продовольственных рынков республики во взаимосвязи с межрегиональными продовольственными связями; дан анализ потенциальной возможности АПК республики для обеспечения населения продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, который показал, что продовольственный рынок республики в основном формируется за счет завоза продовольствия из других регионов России и импорта. Сокращение объема местного производства сельскохозяйственной продукции в переходный период к рынку усилило зависимость республики от поставок продовольствия из других регионов России: по картофелю — 44,2%, овощам — 66,4, молоку — 46,0, мясу — 78,5, яйцу — 56,6%.
Выявлены проблемы управления на современном этапе развития АПК Сибири: разрыв вертикали власти в структуре управления АПК между региональным и районным уровнями; государственными, муниципальными органами власти и негосударственными организациями. Формирование той или иной системы управления связано с рядом факторов, определяющих специфику агропромышленного производства. Для формирования эффективной системы управления необходимо определить влияние на нее каждого фактора, поскольку организационно-экономическая модель развития системы управления в АПК должна включать совершенствование каждого элемента данной модели: повышение уровня использования закономерностей и принципов управления; рациональное распределение функций управления и повышение уровня их выполнения, рационализацию структуры и повышение качества субъектов управления, оптимизацию выбора методов управления и повышение эффективности их использования, совершенствование осуществления процесса управления и т. д. Разработаны рекомендации по устойчивому хозяйствованию сельскохозяйственных организаций. В процессе исследования установлено, что устойчивость сельхозорганизации обеспечивается путем взаимодействия всех элементов хозяйствования: организационной структуры, экономического механизма, координации различных видов деятельности, определения технической и экономической политики развития, создания необходимых условий труда, экономической защиты.
На внутрихозяйственном уровне повышение устойчивости хозяйствования можно обеспечить за счет совершенствования организационно-производственной структуры предприятия, оптимизации структуры отраслей, составляющих производственный цикл, определения направлений диверсификации его деятельности, оптимизации параметров и организации рационального использования производственного потенциала, совершенствования экономического механизма: отношений собственности на землю и средства производства, внутрихозяйственных экономических отношений, системы оплаты и стимулирования труда, контрактной системы найма, способствующей повышению ответственности за результаты своей деятельности на всех уровнях — от руководителя до разнорабочего и др.
Выявлены основные направления, проблемы и тенденции формирования баз данных в аграрном секторе. К значимым тенденциям в информатизации АПК и аграрной науки относится высокий рост объемов вычислительной техники у сельхозтоваропроизводителей и в научных учреждениях, что соответственно увеличивает возможность использования баз данных для решения технологических, управленческих, исследовательских задач.
Следует отметить следующие положительные тенденции
в информационном обслуживании АПК: сеть INTERNET насыщается информацией по аграрной тематике; увеличивается количество разработок по информатизации сельскохозяйственного производства и аграрной науки; в крупных сельскохозяйственных организациях бухгалтерская отчетность ведется на компьютерах и представлена в электронном виде. Автоматизация научно-исследовательских работ на основе современных информационных технологий, использования БД во взаимодействии с экономико-математическими методами являются важным фактором роста производительности исследовательского труда, что ускоряет внедрение научных разработок в практику и в конечном счете способствует инновационному обновлению аграрного сектора. На основе обобщения практики создания баз данных в России и за рубежом систематизирован материал для разработки методических рекомендаций. Сформирована схема информационных связей при формировании информационных ресурсов АПК.
ГНУ СибФТИ на основе предложенной концептуальной модели системы обоснован выбор базового программного обеспечения (Content Management System), позволяющего реализовать принципы многопользовательского интерфейса сопровождения портала с разным уровнем доступа и возможностей, разработана структура баз данных, выполнена программно-алгоритмическая реализация функций системы на примере web-сайта ГНУ СибФТИ.

Задание 01.02 «Разработать организационно-экономические механизмы формирования перспективных моделей рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов (услуг) и рекомендации по их практическому применению». В выполнении задания принимали участие: СибНИИЭСХ, СибНИИСХ. Общее количество научных сотрудников — 11 человек, в том числе 2 доктора и 4 кандидата наук.
Разработаны концептуальные основы совершенствования ценового и финансово-кредитного механизма, применительно к реализации инновационного типа развития. Стимулирование рынка сельскохозяйственных продуктов в условиях реализации принципов инновационного развития необходимо осуществлять посредством системы цен: рыночных (равновесных) и ценами поддержки предложений сельскохозяйственных производителей, регулируемых на федеральном и региональном уровне — целевыми ценами, ценами товарных и закупочных интервенций, гарантированными.
Финансовое обеспечение региональных инновационно-инвестиционных программ предполагает активизацию вовлечения ресурсов федерального бюджета, расходов бюджета по статье «Сельское хозяйство и рыболовство», ресурсов смежных расходных отраслей, повышение роли муниципальных образований в осуществлении бюджетной политики. Это делает необходимым наличие инвестиционных программ муниципальных районов, общим принципом становится софинансирование бюджетов. Стимулирование привлечения внебюджетных источников предполагает увеличение доли средне- и долгосрочных кредитов, формирование системы финансовых резервных фондов, усиление роли амортизационной политики.
Организация земельно-ипотечного кредитования сельскохозяйственных предприятий должна быть направлена на использование данного финансового инструмента на реализацию инновационного пути развития и адаптацию кредитного обеспечения к сложившимся реалиям российской действительности с учетом предотвращения процесса деградации российского села.
Определена динамика спроса на рынке энергетической продукции для регионального АПК. Для эффективного функционирования сельской энергетики обоснована необходимость существования на рынке монополистической конкуренции; систематизированы основные направления государственной поддержки АПК как потребителя энергоресурсов.
Для качественного функционирования децентрализованной системы и ее конкурентоспособности, требуются автономные энергоустановки, соответствующие региональным природно-климатическим и специфическим отраслевым требованиям.
Государственная поддержка в развитии рынка энергетической продукции для регионального АПК заключается в формировании консалтинговых структур, введении норм потребления энергоресурсов для основного сельскохозяйственного производства на предприятии; компенсации разницы в цене.
СибНИИСХ разработаны предложения по формированию основных направлений организованного рынка зерна на региональном уровне. Функционирование зернового производства на региональном уровне должно осуществляться при сочетании мер государственного регулирования и саморегулирования на основе совершенствования ценовой политики, закрепленной в законодательном порядке. Необходимо создать государственные структуры, способные обеспечить систему госзаказа и государственную поддержку в виде гарантированных авансовых поставок под будущий урожай по ценам значительно ниже, чем у коммерческих фирм. Важным элементом государственного регулирования производства и сбыта зерна должны стать государственные закупки и резервы, залоговые операции и торговые инвестиции.

Задание 01.03 «Совершенствовать методологию формирования организационно-экономического механизма развития отраслей и форм хозяйствования в агропромышленном комплексе страны». В выполнении задания принимали участие: СибНИИЭСХ, СибНИИСХ. Общее количество научных сотрудников — 21 человек, в том числе 1 академик, 9 кандидатов наук.
Обобщен практический опыт интеграции и кооперации сельхозтоваропроизводителей Сибири, установлено, что при создании предприятий холдингового типа из цепочки производство-реализация устраняются посредники и перекупщики, снижаются трансакционные издержки с помощью оптимизации муниципального управления во всех структурах; существенно увеличиваются бюджетные поступления во все уровни. Функции организационных структур АПК заключаются в объединении участников технологической цепи и на этой основе в проведении единой стратегии развития предприятий.
Оценка организационно-экономического механизма функционирования сельских кредитных кооперативов показала, что основная цель кредитных кооперативов — с помощью выдачи доступных кредитов обеспечить условия для эффективной деятельности хозяйств своих членов, в оказании услуг по сохранению личных сбережений членов кооператива. Основным содержанием деятельности сельских кредитных кооперативов является мобилизация сбережений членов кооператива, привлечение заемного капитала и использование этих средств для выдачи кредитов, в первую очередь на производственные цели сельскохозяйственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и ЛПХ, не исключается возможность использования средств на социальные нужды членов кооператива.
Разработаны методические подходы к разработке моделей организации и мотивации труда в первичных трудовых коллективах сельскохозяйственных предприятий, включающие этапность их построения: состоящую из анализа экономических условий хозяйствования, выявления мотивационных потребностей работников и внешних факторов мотивационной среды, определения коллективной мотивации в существующих трудовых коллективах и разработки системы организации труда.
Дана оценка развития форм хозяйствования обслуживающих организаций и их интеграции с сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целях качественного обслуживания, расширения сферы услуг, их удешевления в настоящее время проявляется тенденция объединения обслуживающих организаций различной специализации. Однако объединение таких организаций происходит медленно. С учетом вхождения России в ВТО требуется поиск новых подходов к организации материально-технического обеспечения сельского хозяйства — таких, как дилерская форма, создание технических обменных пунктов, интеграция обслуживающих организаций в производственно-экономическую систему агропромышленных объединений.
СибНИИСХ разработана концепция по развитию многоукладного сельского хозяйства региона и оптимизации его структуры, которая определяет приоритетные направления роста сельскохозяйственного производства Омской области и повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе решения вопросов совершенствования экономических отношений между субъектами АПК, регулирования рыночных отношений в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Предусматривается значительное увеличение объемов производства всех видов сельскохозяйственной продукции на период до 2015 г. за счет изменения приоритетов в агротехнологической политике, повышения технологического уровня сельскохозяйственного производства, использования научного потенциала отрасли, создания равных условий деятельности хозяйств всех форм собственности.

Задание 01.04 «Разработать организационно-экономический механизм развития инновационных и воспроизводственных процессов в АПК». В выполнении задания принимали участие: СибНИИЭСХ, Кемеровский НИИСХ. Общее количество научных сотрудников — 9 человек, в том числе 1 академик, 4 кандидата наук.
Разработаны методические рекомендации и модель по оценке эффективности формирования и использования основных фондов и инвестиций в сельском хозяйстве с учетом региональных особенностей ведения сельскохозяйственного производства. Модель состоит из пяти блоков: анализа фактического состояния и уровня использования основных средств производства по отраслям АПК региона, воспроизводства основных фондов, динамики инвестиций, источников финансирования.
Определение резервов роста эффективности использования основных фондов и инвестиций в АПК необходимо проводить по следующим направлениям: оценке влияния макроэкономических условий функционирования основных фондов и инвестиций; росту объема основных фондов и инвестиций в АПК, улучшению их структуры и сбалансированности, совершенствованию воспроизводства и ускорению оборачиваемости основных фондов, совершенствованию качественных характеристик основных фондов и процесса их функционирования на основе проведения инновационных мероприятий
и внедрения передовых технологий производства, труда, управления и т. д.
Определены факторы и пути инновационного развития АПК в рыночных условиях. В инновационном развитии АПК присутствуют две главные составляющие: выполнение научных исследований и освоение их результатов в производстве. Каждое из этих направлений определяется широким разнообразием факторов, выполняющих роль движущих сил инновационного обновления агропромышленного производства. Под их воздействием происходит формирование и использование инновационного потенциала АПК, определяющих содержание инновационного развития в аграрной сфере.
Для формирования инновационного потенциала необходимо: развивать фундаментальные и приоритетные прикладные исследования по актуальным проблемам АПК; разрабатывать и осуществлять в регионах программы по инновационному обеспечению АПК с определением порядка и механизма освоения научно-технических достижений в производстве; создавать развитую инновационную инфраструктуру АПК; улучшать кадровое обеспечение предприятий сельского хозяйства; усиливать государственную поддержку инновационной деятельности в АПК.
Целесообразна разработка в регионах научных систем устойчивого развития АПК, которая будет способствовать решению задач его научно-технического обновления.

Задание 01.06 «Разработать теоретические основы социальной политики на селе и повышения жизненного уровня сельского населения». В выполнении задания принимали участие: СибНИИЭСХ, ЯНИИСХ, НИИСХ КС. Общее количество научных сотрудников — 13 человек, в том числе 2 доктора и 8 кандидатов наук.
Проведен анализ состояния рынка труда и занятости сельского населения Сибири, результаты анализа позволили выделить три группы региональных рынков труда, различающихся по показателям уровня занятости и безработицы.
Состояние спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Сибири за последнее десятилетие выявили основные отрицательные тенденции: для регионов Сибири характерна тенденция сокращения численности городского и сельского населения; старение населения и усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное сельское население; снижение уровня занятости и численности занятого сельского населения; увеличение экономически неактивной части населения; изменения институциональной структуры занятости
в направлении снижения государственного и муниципального сектора и соответствующего роста частного, а также перераспределения занятых между коллективным и личным хозяйствами; низкий уровень среднемесячной оплаты труда у постоянных рабочих в отраслях животноводства; устойчивый рост регистрируемой безработицы, параллельно с увеличением числа высвобождаемых работников агропромышленного комплекса; рост удельного веса сельских жителей, состоящих на учете в органах службы занятости; продолжается отток квалифицированных кадров из-за несоответствия между уровнем оплаты труда и профессионализмом работника.
Появились и положительные тенденции: субъекты федерации Сибири, в которых расположены сельскохозяйственные предприятия и организации, имеющие прибыль на одно хозяйство выше среднеобластной (краевой, республиканской), отличаются миграционным приростом населения; суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности Сибири превышает средний по России; возрастает потребность в кадрах, заявленная предприятиями и организациями сельскохозяйственного производства.
По итогам исследования Якутского НИИСХ выявлены изменения, происходящие в социально-трудовой сфере села,
и определяющие их факторы. Проведены сопоставительные анализы динамики основных показателей состояния социально-трудовой сферы на селе и в городе, а также основных показателей уровня жизни сельского населения за 2000–2005 гг., на этой основе разработана концепция использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия). Для устойчивого социально-экономического развития сельской местности и формирования стабильного населения республики рекомендуется обеспечить согласованные действия различных уровней власти. На федеральном уровне с учетом местных условий (территориальная удаленность, низкие социальные стандарты и т. д.) — принять законопроект о соответствии минимальной заработной платы прожиточному минимуму и ввести санкции за его невыполнение; создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства на селе; развивать лизинг, различные формы кредитования перспективных сельскохозяйственных товаропроизводителей; ввести субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие производства сельскохозяйственной продукции ЛПХ, КФХ. На региональном уровне — разработать программу «Социального развития села», научного обеспечения агропромышленного комплекса. На уровне органов местного самоуправления — создать улусные кооперативы по обслуживанию инфраструктуры села (кооперация по вертикали), позволяющие снизить затраты и повысить качество обслуживания.
ГНУ НИИСХ Крайнего Севера определена структура доходов и расходов сельского населения Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Денежные доходы на душу сельского населения к уровню 2004 г. увеличились на 30,4%, городского — на 31,1%. В структуре доходов удельный вес заработной платы составляет 63%. Большая доля расходов приходится на оплату услуг и покупку товаров. Выявлено, что цены на основные продукты питания в поселках
в 2–2,5 раза выше, чем в окружном центре. Их удельный вес
у сельского населения составляет 26,2% от всех расходов на конечное потребление. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги в сельских семьях (25 и 26,2%) ниже, чем в городских (26,6 и 36,0%).

Задание 01.07 «Разработать методологию и организационно-экономический механизм устойчивого развития сельских территорий». В выполнении задания принимали участие: ТувНИИСХ. Общее количество научных сотрудников — 4 человека.
Проведен анализ современного состояния социально-экономического развития сельских территорий, сельскохозяйственных предприятий Республики Тыва и материального обеспечения жителей села. Выявлено, что 21% экономически активного населения Республики Тыва составляют безработные. Большинство сельскохозяйственных предприятий являются финансово неустойчивыми, в среднем заработная плата работников сельского хозяйства меньше прожиточного минимума. Основные причины: низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, высокие затраты на ее производство, низкий уровень технической оснащенности сельского хозяйства и отток сельских жителей в город.

Задание 01.09 «Усовершенствовать организационно-экономический механизм и методы регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве». В выполнении задания принимали участие: СибНИИЭСХ, ЯНИИСХ. Общее количество научных сотрудников — 8 человек, в том числе 2 доктора и 4 кандидата наук.
Определен прямой ущерб сельскому хозяйству на основе оценки потерь гумуса и показателей степени эродированности. Предварительный расчет недобора продукции растениеводства с эродированных земель (по зерну) составил по Сибири 28942 тыс. ц стоимостью 5550 млн руб. Годовой прирост ущерба за счет увеличения эродированной пашни (косвенный ущерб) равен 163 млн руб.
Якутским НИИСХ изучены современные теоретические и методические основы эффективного использования земель в РС (Якутия); проанализированы утвержденные методики и результаты кадастровой и экономической оценок земель сельскохозяйственного назначения РС (Якутия) и других субъектов РФ. По результатам исследования подготовлены предложения по экономическому регулированию земельных отношений в условиях местного самоуправления, которые позволят повысить эффективность использования сельскохозяйственных земель на 15–20%. Предложено все пашни, за исключением площади, ранее предоставленной хозяйствам на праве бессрочного пользования, передать в собственность муниципальных образований; установить порядок приобретения земельных участков по среднерайонной доле земельного участка, утвержденной постановлением Правительства РС (Якутия) «О неотложных мерах по осуществлению аграрной реформы в Республике Саха (Якутия).
Материалы исследований использованы при разработке: стратегии развития АПК Новосибирской области до 2020 г.; программы социально-экономического развития отраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, инвестиционного комплекса и социально-бытовой инфраструктуры Здвинского района на период до 2010 г. По заданию Министерства сельского хозяйства и Россельхозбанка ГНУ СибНИИЭСХ проведен мониторинг по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Сибирском федеральном округе на 1 октября 2006 г.
В 2002–2006 гг. институтом подготовлено 11 концепций, 3 стратегии, 2 методики, 17 методических рекомендаций, проведено 7 международных научно-практических конференций. Ученые института приняли участие в 30 международных конференциях (г. Москва, Пенза, Кемерово, Улан-Батор, Павлодар), в 32 научно-практических конференциях, 15 семинарах. Издано 45 монографий, 6 методических рекомендаций, 6 сборников докладов научно-практических конференций, более 250 статей, 9 НТБ.
По итогам конкурса фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в 2003–2005 гг. получено 10 дипломов СО Россельхозакадемии.
В 2005 г. получен грант Российского гуманитарного научного фонда по проблеме «Экономические основы сохранения и развития коренных малочисленных народностей Крайнего Севера Сибири» (решение фонда от 17 марта 2005 г. № 05-02-02196а).
В 2006 г. получен грант Новосибирского областного фонда поддержки науки и высшего образования по проблеме «Обоснование комплекса экономико-технических мероприятий по энергосбережению в АПК Новосибирской области».
В целях научного обеспечения реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению стимулирования малых форм хозяйствования с участием головных НИУ СО Россельхозакадемии разработаны «Системы ведения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Сибири. Методические рекомендации», которые разосланы для практического использования в регионах Сибири.